Использование в образовательном процессе эффективных форм и методов работы с детьми, с учетом их возраста и особенности в соответствии с ФГОС ДО
Использование в образовательном процессе эффективных форм и методов работы с детьми, с учетом их возраста и особенности в соответствии с ФГОС ДО
В современном дошкольном образовании стоит задача о необходимости пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования эти задачи не потеряли своей актуальности, но их решение требует инновационных подходов к организации образовательной деятельности в ДОУ.
В дошкольном образовании сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на такие формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.
Поэтому образовательный процесс выстраиваем таким образом:
В ходе организованной образовательной деятельности учитываем возрастные возможности и интересы детей;
организуем образовательную деятельность в форме совместной игры;
организуем игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
обучение проводим в спокойном тоне;
откликаемся на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняем причину;
в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находим время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даем возможность проявить интерес и выполнить задания правильно.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Поэтому необходимо создать условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)
К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком.
Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).
Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.
Программные цели и задачи реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Формы и методы выбираем самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Формы работы при организации двигательной детской деятельности:
подвижные игры с правилами;
подвижные дидактические игры;
игровые упражнения, игровые ситуации;
спортивные игры и упражнения;
спортивные праздники;
гимнастика (утренняя и пробуждения).
Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:
наблюдение, экскурсия;
решение проблемных ситуаций;
экспериментирование, исследование;
коллекционирование;
моделирование;
реализация проекта;
интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
увлечения.
Формы работы при организации игровой деятельности:
сюжетные игры, игры с правилами;
создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
игры с речевым сопровождением;
пальчиковые игры;
театрализованные игры.
беседа, ситуативный разговор;
речевая ситуация;
составление и отгадывание загадок;
игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
этюды и постановки.
Формы работы при организации трудовой детской деятельности (самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):
дежурство;
коллективные и индивидуальные поручения, задания;
совместные действия.
Следующие формы организации образовательного процесса – проектная деятельность и педагогическая игра.
Проектная деятельность разворачивается из проблемной ситуации.
Участники проектной деятельности должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.
Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть. Работа в этом направлении ведется подгруппами.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Вся эта работа приводит к положительным результатам.
Игровые формы образования проводятся в индивидуальном, подгрупповом, фронтальном виде организации работы с воспитанниками.
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.
Основная задача при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Нами были определены основные задачи при организации образовательной деятельности:
наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
Таким образом, в наших дошкольных группах, мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности.